Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Общая площадь здания и помещений МБДОУ  детский сад № 18 «Аленушка» составляет 2205 кв. м.


Площадь помещений, используемых непосредственно для нужд образовательной организации, составляет 2205 кв. м.


Из них площадь  групповых ячеек составляет 1661 кв. м., площадь дополнительных помещений (музыкальный зал совмещенный со спортивным) составляет 102 кв.м.


Площадь групповых ячеек для детей в возрасте 3-лет и старше – 1099 кв.м.


Проектная мощность детского сада – 270 мест. Количество и соотношение возрастных групп определяется исходя из их предельной наполняемости.
В состав групповых помещений входят: раздевальная (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, туалетная комната, совмещенная с умывальной. Площади групповых помещений соответствуют СанПиН.


Большое значение коллектив ДОУ придает комфортности окружающей среды.  В дошкольном учреждении создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематически работа по созданию предметно-развивающей среды. Здание детского сада светлое, имеется центральное отопление, вода, канализация, сантехническое оборудование в хорошем состоянии. Все кабинеты оформлены и материально оснащены. Групповые комнаты, включающие игровую, познавательную и обеденную зоны оборудованы согласно санитарных правил и нормативов. Развивающая предметная среда детского сада оборудована с учетом возрастных особенностей детей,  индивидуальными особенностями детей каждой группы. Состояние материальной базы учебно-воспитательного процесса соответствует федеральному перечню направлениям деятельности ДОУ (физкультурное, художественно – эстетическое, познавательно –речевое, социально- личностному). Коллектив большое внимание уделяет организации и содержанию предметной среды, окружающей ребенка.  Группы постепенно пополняются современным игровым оборудованием,  современными информационными  стендами. Предметная среда всех помещений оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации и коррекции.


В МБДОУ уютно, красиво, удобно и комфортно детям, а созданная развивающая среда открывает нашим воспитанникам весь спектр возможностей, направляет усилия детей на эффективное использование отдельных ее элементов.


Территория ДОУ ежегодно озеленяется, высаживаются цветы, деревья и кустарники, подвозится торф и песок.
Библиотеки в ДОУ нет. Библиотечный фонд находится в методическом кабинете.


КАБИНЕТЫ И ЗАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ

Состояние материально- технической базы ДОУ соответствует педагогическим требованиям современного уровня образования, требованиям техники безопасности, санитарно–гигиеническим нормам и правилам, физиологии детей, принципам функционального комфорта.
В дошкольном учреждении построена система работы по укреплению физического и эмоционального здоровья детей, с использованием сберегающих технологий здоровья, одним из направлений этой работы является использование сенсорной комнаты.
СЕНСОРНАЯ КОМНАТА - это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и др. Так же здесь работает КАБИНЕТ ЛОГОПЕДА. В данную группу зачисляются дети из старших и подготовительных групп с фонетическими, фонематическими, фонетико – фонематическими и общими нарушениями речи.   
МУЗЫКАЛЬНЫЙ зал (ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ зал). Зал для музыкальных занятий в детском саду - особенное помещение, ведь здесь дети впервые приобщаются к настоящему искусству. Реализуя разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми по музыкальному воспитанию, педагоги детского сада не только развивают музыкальные способности воспитанников, но и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого воспитанника. Так же здесь  спортивный зал, где применяются нетрадиционное оборудование и современные технические средства. для организации физического развития и закаливающих мероприятий. Имеются тренажеры, разнообразные виды оборудования для массажа и самомассажа, пособия для дыхательной гимнастики, схемы зрительных траекторий для глаз, комплексы утренней и корригирующей гимнастики.


Наименование

Количество

Музыкальный зал совмещенный со спортивным

1

Медицинский кабинет

1

Методический кабинет

1

Спортивная площадка

1

Сенсорная комната

1

Компьютеры, в т.ч. используются:

 

-     для делопроизводства

2

-     для работы с детьми

1

-     имеют выход в Интернет

2

-     имеют электронную почту

1

-     создан свой сайт

1

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ

Уважаемые родители!

Здоровое питание играет главнейшую роль в развитии ребенка, так как от него напрямую зависит, сколько разнообразных витаминов и микроэлементов, необходимых для роста и развития получит Ваш ребенок!
В нашем детском саду питание организовано в групповых комнатах. Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке. Пищеблок на 100% укомплектован кадрами.
Питание воспитанников  МБДОУ "Детский сад №18 "Аленушка" осуществляется в соответствии с СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,  утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020  г. N 28,  «Примерными 10-ти дневными рационами  питания (меню) для организации питания детей от 1,5 до 3-х лет и от 3-ех до 7 лет, в дошкольном образовательном учреждении с 10,5 -12-часовым пребыванием детей»,  согласованным с Роспотребнадзором ЧР.

  • СанПин 2.4.3648-20
  • Пищевые продукты, которые не допускается использовать в питании детей (Приложение № 6 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20)
  • Рекомендуемые суточные наборы продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях (Приложение № 7 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20)

В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы. Дети получают соки и витаминизированные напитки, фрукты и овощи.
 Питание - четырехразовое.
 Основными принципами организации питания в нашем учреждении являются:

 * Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка.
 * Сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ.
 * Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона.
 * Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд.
 * Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи.
 *  Соблюдение гигиенических требования к питанию (безопасность питания).

Для контроля за организацией питания детей в учреждении создана общественная комиссия.
Пищевые продукты, поступающие в детский сад, имеют документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность; хранятся в кладовой с соблюдением  требований СанПиН и товарного соседства.
Все блюда - собственного производства; готовятся в соответствии с технологическими картами, санитарными нормами.
 

КОНТРОЛЬ  ЗА  ОРГАНИЗАЦИЕЙ   ПИТАНИЯ
Для контроля за организацией питания детей в учреждении создана бракеражная комиссия. Приемочный контроль готовой кулинарной продукции осуществляется бракеражной комиссией в составе повара, представителя администрации ДОУ и медицинского работника. Результаты производственного контроля регистрируются в бракеражном  журнале.
Выдача готовой пищи производится только после проведения приемочного контроля бракеражной комиссией
Пищевые продукты, поступающие в детский сад, имеют документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность; хранятся в  с соблюдением  требований СаНПин и товарного соседства.
 Устройство, оборудование, содержание пищеблока детского сада соответствует санитарным правилам к организации детского общественного питания. Пищеблок оснащен всем необходимым технологическим и холодильным оборудованием, производственным инвентарем, кухонной посудой.
 Все блюда - собственного производства; готовятся в соответствии с технологическими картами, санитарными нормами.            
В поле зрения  заведующего ДОУ  ежедневно находятся следующие вопросы:

·       формирование рациона питания детей, включая контроль  за ассортиментом пищевых  продуктов;
·       качество  поступающих  пищевых  продуктов;
·       санитарно-техническое состояние пищеблока;
·       условия хранения пищевых продуктов и соблюдение сроков реализации;
·       технологические процессы;
·       состояние здоровья персонала, соблюдение персоналом  правил  личной гигиены;
·       наличие у персонала гигиенических знаний и навыков;
·       санитарное содержание пищеблока и  санитарная обработка продуктов детского  питания. 

Основными принципами организации питания в ДОУ являются:

1.    Адекватная энергетическая  ценность рационов, соответствующая энерготратам  детей.
2.    Сбалансированность  рациона по всем   пищевым факторам , включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные  кислоты, различные классы  углеводов, витамины, минеральные соли и микроэлементы.
3.    Максимальное  разнообразие  рациона, являющееся основным условием  обеспечения  его сбалансированности, которое  достигается путем  использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки.
4.    Адекватная  технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие  вкусовые  достоинства  и сохранность исходной  пищевой ценности.
5.    Исключение из рациона  питания продуктов и блюд, способных  оказывать  раздражающее действие на слизистую органов пищеварения, а также  продуктов , которые могли  бы привести к ухудшению  здоровья у детей с хроническими заболеваниями .То есть питание в детском саду должно быть «щадящим».
6.    Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость  ими  отдельных продуктов и блюд).
7.    Обеспечение санитарно- эпидемиологической безопасности питания, включающее соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке , хранению, приготовлению и раздаче.

ОХРАНА ЖИЗНИ и ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

В  учреждении строго соблюдаются правила и меры безопасности жизни и здоровья детей. Здоровье детей в ДОУ не должно подвергаться опасности, это контролируют воспитатели,  заведующий.Организация медицинского обслуживания детей осуществляется на основе Договора между МБДОУ Детский сад №18 «Аленушка» города Шумерля Чувашской Республики    и БУ «Шумерлинский ММЦ» Минздравсоцразвития Чувашии" медицинской сестрой и врачом.

В воспитательно-образовательном процессе МБДОУ можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:

медико-профилактические;

физкультурно-оздоровительные;

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов МБДОУ;

валеологическое просвещение родителей;

здоровьесберегающие образовательные технологии.

Результаты углубленных медицинских осмотров (на основе методического пособия "Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и из оздоровление в условиях детского сада, школы" под ред. Г.Ч.Сердюковой) показывают: группы здоровья наших воспитанников; индекс здоровья; число дней, пропущенных одним ребенком в год; число случаев заболевания воспитанников; распределение детей по физкультурным группам; распределение детей по группам закаливания.

Основой всей оздоровительной работы является индивидуальный подход к каждому ребенку, с учетом состояния его здоровья и уровня психического и физического развития.

Создание здоровьесберегающей среды и формирование ценностей здорового образа  жизни у детей является одним из приоритетных направлений деятельности коллектива учреждения.

В ДОУ созданы оптимальные условия для организации систематической физкультурно-оздоровительной работы, способствующей охране и укреплению физического и психического здоровья воспитанников, повышению их иммунитета (защитных сил организма).

С целью приобретения воспитанниками опыта двигательной деятельности в ДОУ создана оптимальная предметно пространственная развивающая образовательная среда, включающая физкультурный зал,  игровые и спортивную площадку на территории учреждения, физкультурные уголки в каждой возрастной группе; созданы необходимые условия для организации закаливающих мероприятий.

В группах ДОУ имеются информационные стенды " Уголок здоровья", "Советы доктора", содержит памятки, советы врача по профилактике детских заболеваний. 

Педагогами ДОУ совместно с медицинскими работниками учреждения систематически ведется фиксированная документация.

В предэпидемический период в ДОУ усилен контроль обеспечения оптимального температурного режима в учреждении, за своевременным проведением  дезинфекции и соблюдением режима проветривания  в соответствии  с требованиями  санитарного законодательства, изготавливаются детские «чесночные медальоны».

С целью становления ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) один раз в квартал проводятся дни здоровья. В эти дни двигательный режим насыщается музыкальными развлечениями, спортивными играми и упражнениями, соревнованиями, походами за пределы ДОУ. 

Более подробную информацию об охране здоровья и обеспечении безопасности воспитанников Вы можете посмотреть здесь  "Безопасный детский сад".

В целях  обеспечения пожарной безопасности в ДОУ  установлены теплодатчики, вывод сигнала на пульт «01» через систему «Альтоника» (автоматически подающий сигнал на пульт службы пожарной охраны).

В фойе ДОУ имеется стенды "Безопасность", «Пожарная безопасность» с постоянно меняющейся информацией для воспитанников и родителей, информационный стенд "Уголок здоровья", "Советы доктора", который содержит памятки, советы врача по профилактике детских заболеваний.

Модель закаливания   детей дошкольного возраста

Фактор

Мероприятия

Место в режиме дня

Периодичность

Дозировка

2-3 года

3- 4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Вода

Полоскание рта

После каждого приема пищи

ежедневно

3 раза в день

50-70 мл воды

t воды +20

 

+

+

+

+

Полоскание горла с эвкалиптом

После обеда

ежедневно

50-70 мл р-ра нач.t воды +36 до +20

 

 +

+

+

+

Обливание ног

После дневной прогулки

июнь-август

ежедневно

нач.t воды +18+20

20-30 сек.

 

+

+

+

+

Умывание

После каждого приема пищи, после проулки

ежедневно

t воды +28+20

+

+

+

+

+

Воздух

Облегченная одежда

В течении

дня

ежедневно,

в течение года

-

+

+

+

+

+

Одежда по сезону

На прогулках

ежедневно,

в течение года

-

+

+

+

+

+

Прогулка на свежем воздухе

После занятий, после сна

ежедневно,

в течение года

от 1,5 до 3часов, в зависимости от сезона и погодных условий

+

+

+

+

+

Утренняя гимнастика

на воздухе

-

июнь-август

в зависимости от возраста

+

+

+

+

+

Физкультурные занятия на воздухе

-

в течение года

10-30 мин., в зависимости от возраста

+

+

+

+

+

Воздушные ванны

После сна

ежедневно,

в течение года

5-10 мин.,в зависимости от возраста

+

+

+

+

+

На прогулке

июнь-август

-

 

 

 

 

 

Выполнение режима проветривания помещения

По графику

ежедневно,

в течение года

6 раз в день

+

+

+

+

+

Дневной сон с открытой фрамугой

-

в теплый период

t возд.+15+16

 

 

+

+

+

Бодрящая гимнастика

После сна

ежедневно,

в течение года

 

 

 

+

+

+

Дыхательная гимнастика

Во время утренней зарядки, на физкультурном занятии, на прогулке, после сна

ежедневно,

в течение года

3-5 упражнений

 

 

+

+

+

Дозированные солнечные ванны

На прогулке

июнь-август

 с учетом погодных условий

с 9.00 до 10.00 ч. по графику до 25 мин.  до 30 мин.

 

+

+

 

 

+

 

 

+

Рецепторы

Босохождение в обычных условиях

В течение дня

ежедневно,

в течение года

3-5 мин

+

 

 

 

 

Пальчиковая гимнастика

Перед завтраком

ежедневно

5-8 мин

 

+

 

 

 

Контрастноебосохождение (песок-трава)

На прогулке

июнь-август

с учетом погодных условий

от 10 до 15мин

 

+

+

+

+

Самомассаж

После сна

в течение года

2 раза  в неделю

 

 

+

+

+

Массаж стоп

Перед сном

в течение года

1 раз в неделю

 

 

+

+

 



Здоровьесберегающие технологии


Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Воспитатели ДОУ

Подвижные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Воспитатели, инструктор по ФИЗО

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Воспитатели, инструктор по ФИЗО, педагог-психолог

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Воспитатели ДОУ

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Все педагоги

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Все педагоги

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ